…….. Степной ветер раздувал все жарче и жарче пламя костра ,
молодой человек сидевший возле него казалось не замечал ничего вокруг .
Его большие , умные глаза смотрели в одну точку не мигая.
Одет он был в восточное платье , на голове виднелась чалма которая была обмотана вокруг обритой головы , на ногах красовались новые сапоги сшитые по бухарскому фасону. « Вот уже пошел 26 день моего ожидания , ведь я неподалеку от караванных путей , которыми всегда ходили торговцы в этой части света , неужели все это напрасно , месяцы подготовки , изучение топографических карт ,- думал он . И по привычке видя , что на горизонте никого нет , предавался своим воспоминаниям ,которые согревали его душу , здесь и обучение в Омском кадетском корпусе , служба в качестве адъютанта у губернатора Сибири , знакомство в Семипалатинске с Ф.М. Достоевским , которое переросло в крепкую дружбу , путешествие к озеру Иссык –Куль , избрание по рекомендации Семенова членом Русского Географического общества . От этого душа наполнялась спокойствием и уверенностью. Где то в степи одиноко завыл волк , и в след ему подхватили еще несколько десятков волчьих голосов. Близился рассвет. Вдруг через несколько минут он услышал звук который ни с чем не перепутаешь , звон колокольчиков и окрики погонщиков. «Это караван , это караван !!!!» – пронеслось у него в голове…..
Так начиналось путешествие , которое прославило великого казахского ученого –этнографа , историка ,офицера Генерального штаба Российской армии ,просветителя –Чокана Чингисовича Валиханова. Мы можем назвать этого великого человека евразийцем , достойным сыном казахского народа , открывший и показавший всем , что кочевые народы и культура являются самодостаточным образованием. Что народы Степи не дикие азиатские орды ,а народы со своей древней и уникальной культурой . Он пытался открыть миру Степь , а Степи остальной Мир.
Из биографических данным нам известно что Чокан Чингисович родился в крепости Кушмурун ,( территория Кустанайской области современной республики Казахстан),в 1835 году . Он был первенцем султана из Среднего жуза Чигиса Валиханова и его супруги Зейнеб. По отцу Чокан приходился правнуком казахскому хану Абылаю (1711-1781) , а он в свою очередь восходил в своей родословной к самому Чингисхану.
При рождении мальчика назвали именем Мухаммед-Ханафия , но мать стала называть его ласково Чоканчиком , это было прозвище которое потом стало всеми признанное имя.
Отец Чокана Чингис состоял на службе у царских властей , что давало ему большие привилегии . В его обязанности входило решать споры и конфликты своих соплеменников , но реальной власти у царских «султанов» в Степи не было , всем ведало Западно –Сибирское генерал губернаторство с административным центром в Омске. «Султаны» из казахских жузов находившихся под управлением Российской империи исполняли роль местного самоуправления , а так же поддержание лояльности среди жителей Степи.
С самого раннего детства Чокан Валиханов отличался большой любознательностью и интересом к окружающему миру. На это оказало среда в которой рос мальчик , у Чингиса Валиханова по долгу службы бывали очень разные и интересные люди-здесь и представители Степной аристократии , священнослужители ,сказители народных песен ,царские офицеры , топографы . Именно с последними часто в столь юном возрасте проводил время будущий путешественник и этнограф. Ему нравилось наблюдать как у них хорошо получалось четко и ровно выводить на бумаге тушью реки и склоны гор , схемы дорог и крепостей. Именно в лице военных топографов маленький Чокан обрел учителей рисования . Его отец очень одобрил увлечение сына , и часто брал его с собой на археологические раскопки . С большим интересом мальчик зарисовывал все, что он видел –и древнюю утварь ,украшения , юрты кочевников . Видимо тогда в столь юном возрасте и проснулось в Чокане Валиханове эта страсть к этнографии , к таинствам древности , её загадкам. Мы можем так же сказат ь, что Чокан Чингисович был первым казахским художником , изобразивший в своих работах весь быт и уклад Степи того времени.
В возрасте 4-х лет отец отдает Чокана в Кушмурунскую школу , где мальчик изучает азы казаского , персидского и арабских языков. Ведь по существовавшему тогда правилу , считалось , что султан и султанские дети должны были знать семь языков Востока , знать нравы и обычаи многих восточных народов.
Когда Чокану исполнилось 12 лет , отец решает отдать его в Омский кадетский корпус , который имел в то время звание Сибирского Царскосельского лицея. Чингис Валиханов хотел , что бы со временем Чокан занял его место султана в своем округе , а поэтому , что бы мальчик был образован по последнему слову того времени.
Именно обучение в Омском кадетском корпусе сделало Чокана
Валиханова всесторонне развитой личностью , раскрыло его таланты и
потенциалы. Там он познакомился с трудами и произведениями ученых
географов и востоковедов , открыл для себя мир литературы через Пушкина , Гоголя , Фирдоуси.
Именно во время обучения в корпусе повлияло на него очень сильно ,
именно оно заложило в нем то , что произрастет и даст всходы в
дальнейшем . А именно он станет проводником , связующим звеном между
двумя народами , открывший Азию для всего Мира , а для своих
соплеменников пытавший принести свет познания. Позже его близки друг
Ф.М.Достоевский напишет ему в письме : “Вы первый из вашего
племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай
поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности……»
Во время обучения Чокан Валиханов показал себя как способный к наукам молодой человек , что говорить в возрасте 14 лет многие преподаватели сулили ему поприще ученого . развитию Чокана способствовали как его собственные большие дарования, так и исключительное внимание к нему, как единственному тогда в кадетском корпусе юноше-казаху. Чоканом интересовались не только преподаватели корпуса, но и некоторые видные представители интеллигенции Омска. Обычно в праздники его всегда приглашал к себе кто-нибудь из этих людей, связанных дружескими узами с семьей Валихановых. Благодаря этим связям Чокан развивался намного быстрее, чем его сверстники, круг знакомств которых обычно не выходил за пределы кадетского корпуса.
Но особенно важное знакомство для молодого Чокана было знакомство через преподавателя геодезии К.К.Гудковского с семьей Я.С .Капустина , общаясь с которыми он впервые услышал о Ф.М. Достоевском , дружбу с котором он пронесет до самой смерти.
В 1853 Чокан Чингисович с отличием заканчивает кадетский корпус ,ему присваивается чин корнета. После он поступает на службу в Сибирское линейное казачье войско , адъютантом к генерал –губернатору Западной Сибири Г.Х .Гасфорду. Русский военный мундир Чокан будет носить всю свою короткую , но яркую жизнь , ни когда он не посетует , что мундир его как то тяготит.
Теперь в его обязанности входит составление бумаг , писем , корреспонденции , Чокану открылась уникальная возможность стать летописцем своего родного края и народов Степи . Ведь по долгу службы он часто бывал в Омском государственном архиве где была собраны тысячи документов касающихся деятельности Царского правительства в Азии начиная с 16 века. Здесь и отчеты о переписи населения , записки и доклады о контактах с коренным населением , о верованиях и языках. Все это было настоящей настоящим сокровищем , как он писал.
Через год в 1854 году он вместе со своим дядей Мусой Чормановым делаются советниками царского начальства в Пограничном управлении в Омске , по вопросам касающимся Степи.
Именно в этом году состоялось знакомство Чокана Валиханова с ссыльным участником петрашевского движения Федором Михайловичем Достоевским , который находился после 4-х летней каторги в Омске . Молодой и образованный корнет Валиханов , которому исполнилось всего 19 лет , сразу приглянулся Федору Михайловичу , своей манерой держаться , почтительностью и обаянием. Их полноценное общение продолжилось спустя некоторое время в Семипалатинске , куда отправили служить Ф.М.Достоевского в качестве простого солдата . Это был настоящий провинциальный городок ,в котором имелся всего лишь одни рояль , газеты доходили сюда раз 3 а то и 4 месяца , из развлечений карты , пьянство , сплетни.Чокан Чингисович оказавшись так же в Семипалатинске по долгу службы , стал для Федора Михайловича этой культурной отдушиной , родственной душой . Именно дружба с Достоевским стала еще одним поворотным моментом в судьбе и мировоззрении Чокана Валиханова. Он узнает о славянофильстве и о передовых революционных движениях , а Достоевский в свою очередь о жизни и укладе кочевников , о Степи. К примеру в знак своего уважения перед кочевыми народами , их самодостаточной культурой Достоевский писал слово Степь всегда с большой буквы. Он видел в Востоке некую духовную силу, некий путь к нравственному возрождению .Это четко проявилось в его последующих произведениях – его герои двигаясь на Запад неминуемо постигают смерти , духовного распада ,пример Свидригайлов из «Преступления и наказания» говорит я поеду в Америку (на Запад) и кончает жизнь самоубийством ,а на Восток явление противоположное –духовное возрождение , обретение смыла жизни через покаяние .
Там же в Семипалатинске но уже в 1856 году ,Чокан Валиханов знакомиться еще с одним выдающимся ученым географом Семеновым П.П , к которому за заслуги в области изучения труднодоступным мест Азии добавиться приставка к фамилии Тянь-Шаньский. Именно тогда и родилась идея о путешествие в Кашгарию (Восточный Туркестан , Синьцзяно –Уйгурский Автономный район современной КНР) который был закрытой страной в то время , и не многие европейцы со времен Марко Поло сумели побывать там.
В это время шла борьба за Азию между двумя основными игроками в этом регионе России и Великобритании. После присоединении этого региона населенного в основном тюркоязычными народами к Цинской империи в 1760 году , стал закрытой частью , куда по приказу местного правителя не допускался ни один европеец. Здесь сталкивались интересы двух держав , поэтому нужно было выяснить о настроениях и политических предпочтениях , экономике и военном деле в этой части света. На эту роль хорошо подходил получивший к этому времени звание поручика , Чокан Валиханов. Ведь пользуясь своей восточной внешностью , он без труда и особых подозрений мог проникнуть в Кашгар , столицу на то время Уйгурского государства.
А пока до главного путешествия всей своей жизни были , подготовительные поездки в Семиречье , на озеро Иссык –Куль ,где Чокан Чингисович изучает быт и обычаи киргизов , а главным результатом этой поезди становиться его работа «Записки о киргизах» ,а также избрание в члены Императорского географического общества.
И вот спустя долгие месяцы подготовки к заветной экспедиции ,28 мая 1858 года , Чокан Валиханов прибившись к каравану шедшему из Семипалатинска , одетый в восточное платье , отправился в свое знаменитое путешествие в Кашгарию , которое длилось 10 месяцев. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Отправляясь в столь опасное путешествие Чокан Валиханов , в первую очередь преследовал свои цели. Ему хотелось изучить и собрать материалы касающиеся вопросов этнографии , географии культуры и быта этого края.
Во время пребывания в этом крае ему удалось собрать обширные сведения о население «Алтышахара» , как называли уйгуры Кашгарию.
12 апреля 1856 Чокан Валиханов возвращается на родину ,и по итогам экспедиции пишет свой знамениты труд « О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)».
Именно это событие принесло ему огромную славу , уважение среди маститых ученых , награда от самого государя –императора .О нем заговорили как о достойном сыне своего народа , который открыл дивный и такой загадочный и доселе непонятный мир Востока.
Им интересуются не только ученые, но и представители революционно- просветительского движения в России и за рубежом. Здесь можно упомянуть его знакомство с Чернышевским в Петербурге , с Герценом который был в эмиграции . На знакомство с последним указывает тот факт , что в журнале издаваемым Герценом «Колокол» , после 1861 года стали выходить статьи о Казахстане , о жизни в Степи.
Пробыв в Петербурге год , Чокан Чингисович решил вернуться домой , так как петербуржский климат без того усугубил его здоровье ,его застарелую болезнь –туберкулез.
По приезду домой ,Чокан Валиханов проявил себя в первую очередь как просветитель , выдвинув свою кандидатуру на пост султана в своем округе.В первую очередь он руководствовался решением изменить быт и уклад своих соплеменников , вывести их средневекового мракобесия и национальной розни, насаждаемого полуграмотными муллами и имамами. Ему виделось будущее своей родины вместе с народами России ,именно России , а ни какой иной страны. Это он обосновывал исторической близостью двух народов , не смотря на внешние различия. Это то , что потом Л.Н.Гумилев назовет это положительной комплиментарностью между народами. Именно через добровольное присоединение к Российской Империи Чокан Чингисович видел сохранение национальной идентичности своего народа , их уклада , обычаев и нравов. Именно по этому он принял участие в походе под руководством генерала Черняева против Кокандского ханства в марте 1864 года. Это было связанно с тем , что казахи Старшего жуза , которые кочевали на территориях подчиненных Кокандского ханства , испытывали гнет и порабощение со стороны ханских чиновников . Они были готовы добровольно перейти в состав Российской империи , как это сделали ранее казахи из Среднего и Младшего жуза. Сам поход преследовал несколько целей , но самая и первоочередная задача была обезопасить южные рубежи от набегов кокандцев.
Чокан Валиханов , дослужившись до чина штабс-ротмистра во время похода исполнял обязанности переводчика , наводил дружественные отношения между местным населением и русскими войсками. Ведь как ни ему знать обычаи и нравы своих соплеменников. Но жестокая расправа над местными жителями , совершенная генералом Черняевым , при взятии крепости Аулие-Ата 1864 году ,очень сильно возмутила и шокировала его , что он после разговора с Черняевым подал в отставку , отправившись в аул своего друга , султана Тезека.
Застарелая болезнь (туберкулез) ,делала свое дело , отведя Чокану Валиханову совсем малое время. За время чуть меньше года он успевает жениться , изучить и составить родословные казахов Старшего жуза .Но уже к апрелю 1865 года его состояние резко ухудшается , вот , что он пишет отцу незадолго до своей смерти:
«Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех»
10 апреля 1865 года его не стало.
Так закончилась жизнь человека , оказавшего большое влияние на развитие этнографии ,географии , чьи идеи ,дела и поступки призваны объединить два народа ,два мира –Оседлость и Степь .В этом и проявилось евразийство Чокана Валиханова ,он был полностью убежден ,что будущее казахского народа неразрывно связанно с Россией , уповая на культурно –историческое родство народов. Стремление приобщить казахов к русской культуре было у Чокана неисчерпаемым. В угоду просветительской идее он — по молодости — даже объявил войну мусульманству татарских мулл. Сам при том поражал окружающих энциклопедическими познаниями. Не сразу были оценены народом усилия Чокана, но именно благодаря его интеллектуальному дару, его судьбе люди впоследствии осознали свой генетический потенциал, свои возможности.
Надо признать, и до Чокана в Степи объявлялись поборники — скажем осторожно — интеграционных процессов. Но он стал первым выходцем из кочевой среды, содействовавшим контакту культур с щедростью безмерного таланта и масштабной полнотой, пробудив в российском обществе сочувственный интерес к народам Центральной Азии. Деятельность его в научных и общественных кругах России была столь кипучая и разносторонняя, что следует говорить об искреннем взаимном обогащении, о существовании общих исторических интересов, коих суть — по нашим меркам — культурные истоки евразийства. В наше время такое общение — норма жизни, но нельзя забывать, что Чокан был на этом пути первым. Своими текстами, поступками он ломал предвзятые стереотипы восприятия кочевого общества как дикой и отсталой народности.
Мы може смело сказать , что идеи Чокана Чингисовича Валиханова , что о чем он мечтал , чем он жил и грезил начинают воплощаться в жизнь. Современное Евразийство не мыслимо без его идеи , они являются основополагающими в интеграции и сближении народов .
Его время пришло…..
Эрик Сеитов
Памятник Валиханову в Омске |
Одет он был в восточное платье , на голове виднелась чалма которая была обмотана вокруг обритой головы , на ногах красовались новые сапоги сшитые по бухарскому фасону. « Вот уже пошел 26 день моего ожидания , ведь я неподалеку от караванных путей , которыми всегда ходили торговцы в этой части света , неужели все это напрасно , месяцы подготовки , изучение топографических карт ,- думал он . И по привычке видя , что на горизонте никого нет , предавался своим воспоминаниям ,которые согревали его душу , здесь и обучение в Омском кадетском корпусе , служба в качестве адъютанта у губернатора Сибири , знакомство в Семипалатинске с Ф.М. Достоевским , которое переросло в крепкую дружбу , путешествие к озеру Иссык –Куль , избрание по рекомендации Семенова членом Русского Географического общества . От этого душа наполнялась спокойствием и уверенностью. Где то в степи одиноко завыл волк , и в след ему подхватили еще несколько десятков волчьих голосов. Близился рассвет. Вдруг через несколько минут он услышал звук который ни с чем не перепутаешь , звон колокольчиков и окрики погонщиков. «Это караван , это караван !!!!» – пронеслось у него в голове…..
Так начиналось путешествие , которое прославило великого казахского ученого –этнографа , историка ,офицера Генерального штаба Российской армии ,просветителя –Чокана Чингисовича Валиханова. Мы можем назвать этого великого человека евразийцем , достойным сыном казахского народа , открывший и показавший всем , что кочевые народы и культура являются самодостаточным образованием. Что народы Степи не дикие азиатские орды ,а народы со своей древней и уникальной культурой . Он пытался открыть миру Степь , а Степи остальной Мир.
Из биографических данным нам известно что Чокан Чингисович родился в крепости Кушмурун ,( территория Кустанайской области современной республики Казахстан),в 1835 году . Он был первенцем султана из Среднего жуза Чигиса Валиханова и его супруги Зейнеб. По отцу Чокан приходился правнуком казахскому хану Абылаю (1711-1781) , а он в свою очередь восходил в своей родословной к самому Чингисхану.
При рождении мальчика назвали именем Мухаммед-Ханафия , но мать стала называть его ласково Чоканчиком , это было прозвище которое потом стало всеми признанное имя.
Отец Чокана Чингис состоял на службе у царских властей , что давало ему большие привилегии . В его обязанности входило решать споры и конфликты своих соплеменников , но реальной власти у царских «султанов» в Степи не было , всем ведало Западно –Сибирское генерал губернаторство с административным центром в Омске. «Султаны» из казахских жузов находившихся под управлением Российской империи исполняли роль местного самоуправления , а так же поддержание лояльности среди жителей Степи.
С самого раннего детства Чокан Валиханов отличался большой любознательностью и интересом к окружающему миру. На это оказало среда в которой рос мальчик , у Чингиса Валиханова по долгу службы бывали очень разные и интересные люди-здесь и представители Степной аристократии , священнослужители ,сказители народных песен ,царские офицеры , топографы . Именно с последними часто в столь юном возрасте проводил время будущий путешественник и этнограф. Ему нравилось наблюдать как у них хорошо получалось четко и ровно выводить на бумаге тушью реки и склоны гор , схемы дорог и крепостей. Именно в лице военных топографов маленький Чокан обрел учителей рисования . Его отец очень одобрил увлечение сына , и часто брал его с собой на археологические раскопки . С большим интересом мальчик зарисовывал все, что он видел –и древнюю утварь ,украшения , юрты кочевников . Видимо тогда в столь юном возрасте и проснулось в Чокане Валиханове эта страсть к этнографии , к таинствам древности , её загадкам. Мы можем так же сказат ь, что Чокан Чингисович был первым казахским художником , изобразивший в своих работах весь быт и уклад Степи того времени.
В возрасте 4-х лет отец отдает Чокана в Кушмурунскую школу , где мальчик изучает азы казаского , персидского и арабских языков. Ведь по существовавшему тогда правилу , считалось , что султан и султанские дети должны были знать семь языков Востока , знать нравы и обычаи многих восточных народов.
Когда Чокану исполнилось 12 лет , отец решает отдать его в Омский кадетский корпус , который имел в то время звание Сибирского Царскосельского лицея. Чингис Валиханов хотел , что бы со временем Чокан занял его место султана в своем округе , а поэтому , что бы мальчик был образован по последнему слову того времени.
Валиханов и Достоевский |
Во время обучения Чокан Валиханов показал себя как способный к наукам молодой человек , что говорить в возрасте 14 лет многие преподаватели сулили ему поприще ученого . развитию Чокана способствовали как его собственные большие дарования, так и исключительное внимание к нему, как единственному тогда в кадетском корпусе юноше-казаху. Чоканом интересовались не только преподаватели корпуса, но и некоторые видные представители интеллигенции Омска. Обычно в праздники его всегда приглашал к себе кто-нибудь из этих людей, связанных дружескими узами с семьей Валихановых. Благодаря этим связям Чокан развивался намного быстрее, чем его сверстники, круг знакомств которых обычно не выходил за пределы кадетского корпуса.
Но особенно важное знакомство для молодого Чокана было знакомство через преподавателя геодезии К.К.Гудковского с семьей Я.С .Капустина , общаясь с которыми он впервые услышал о Ф.М. Достоевском , дружбу с котором он пронесет до самой смерти.
В 1853 Чокан Чингисович с отличием заканчивает кадетский корпус ,ему присваивается чин корнета. После он поступает на службу в Сибирское линейное казачье войско , адъютантом к генерал –губернатору Западной Сибири Г.Х .Гасфорду. Русский военный мундир Чокан будет носить всю свою короткую , но яркую жизнь , ни когда он не посетует , что мундир его как то тяготит.
Теперь в его обязанности входит составление бумаг , писем , корреспонденции , Чокану открылась уникальная возможность стать летописцем своего родного края и народов Степи . Ведь по долгу службы он часто бывал в Омском государственном архиве где была собраны тысячи документов касающихся деятельности Царского правительства в Азии начиная с 16 века. Здесь и отчеты о переписи населения , записки и доклады о контактах с коренным населением , о верованиях и языках. Все это было настоящей настоящим сокровищем , как он писал.
Через год в 1854 году он вместе со своим дядей Мусой Чормановым делаются советниками царского начальства в Пограничном управлении в Омске , по вопросам касающимся Степи.
Именно в этом году состоялось знакомство Чокана Валиханова с ссыльным участником петрашевского движения Федором Михайловичем Достоевским , который находился после 4-х летней каторги в Омске . Молодой и образованный корнет Валиханов , которому исполнилось всего 19 лет , сразу приглянулся Федору Михайловичу , своей манерой держаться , почтительностью и обаянием. Их полноценное общение продолжилось спустя некоторое время в Семипалатинске , куда отправили служить Ф.М.Достоевского в качестве простого солдата . Это был настоящий провинциальный городок ,в котором имелся всего лишь одни рояль , газеты доходили сюда раз 3 а то и 4 месяца , из развлечений карты , пьянство , сплетни.Чокан Чингисович оказавшись так же в Семипалатинске по долгу службы , стал для Федора Михайловича этой культурной отдушиной , родственной душой . Именно дружба с Достоевским стала еще одним поворотным моментом в судьбе и мировоззрении Чокана Валиханова. Он узнает о славянофильстве и о передовых революционных движениях , а Достоевский в свою очередь о жизни и укладе кочевников , о Степи. К примеру в знак своего уважения перед кочевыми народами , их самодостаточной культурой Достоевский писал слово Степь всегда с большой буквы. Он видел в Востоке некую духовную силу, некий путь к нравственному возрождению .Это четко проявилось в его последующих произведениях – его герои двигаясь на Запад неминуемо постигают смерти , духовного распада ,пример Свидригайлов из «Преступления и наказания» говорит я поеду в Америку (на Запад) и кончает жизнь самоубийством ,а на Восток явление противоположное –духовное возрождение , обретение смыла жизни через покаяние .
Там же в Семипалатинске но уже в 1856 году ,Чокан Валиханов знакомиться еще с одним выдающимся ученым географом Семеновым П.П , к которому за заслуги в области изучения труднодоступным мест Азии добавиться приставка к фамилии Тянь-Шаньский. Именно тогда и родилась идея о путешествие в Кашгарию (Восточный Туркестан , Синьцзяно –Уйгурский Автономный район современной КНР) который был закрытой страной в то время , и не многие европейцы со времен Марко Поло сумели побывать там.
В это время шла борьба за Азию между двумя основными игроками в этом регионе России и Великобритании. После присоединении этого региона населенного в основном тюркоязычными народами к Цинской империи в 1760 году , стал закрытой частью , куда по приказу местного правителя не допускался ни один европеец. Здесь сталкивались интересы двух держав , поэтому нужно было выяснить о настроениях и политических предпочтениях , экономике и военном деле в этой части света. На эту роль хорошо подходил получивший к этому времени звание поручика , Чокан Валиханов. Ведь пользуясь своей восточной внешностью , он без труда и особых подозрений мог проникнуть в Кашгар , столицу на то время Уйгурского государства.
А пока до главного путешествия всей своей жизни были , подготовительные поездки в Семиречье , на озеро Иссык –Куль ,где Чокан Чингисович изучает быт и обычаи киргизов , а главным результатом этой поезди становиться его работа «Записки о киргизах» ,а также избрание в члены Императорского географического общества.
И вот спустя долгие месяцы подготовки к заветной экспедиции ,28 мая 1858 года , Чокан Валиханов прибившись к каравану шедшему из Семипалатинска , одетый в восточное платье , отправился в свое знаменитое путешествие в Кашгарию , которое длилось 10 месяцев. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Отправляясь в столь опасное путешествие Чокан Валиханов , в первую очередь преследовал свои цели. Ему хотелось изучить и собрать материалы касающиеся вопросов этнографии , географии культуры и быта этого края.
Во время пребывания в этом крае ему удалось собрать обширные сведения о население «Алтышахара» , как называли уйгуры Кашгарию.
12 апреля 1856 Чокан Валиханов возвращается на родину ,и по итогам экспедиции пишет свой знамениты труд « О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)».
Именно это событие принесло ему огромную славу , уважение среди маститых ученых , награда от самого государя –императора .О нем заговорили как о достойном сыне своего народа , который открыл дивный и такой загадочный и доселе непонятный мир Востока.
Им интересуются не только ученые, но и представители революционно- просветительского движения в России и за рубежом. Здесь можно упомянуть его знакомство с Чернышевским в Петербурге , с Герценом который был в эмиграции . На знакомство с последним указывает тот факт , что в журнале издаваемым Герценом «Колокол» , после 1861 года стали выходить статьи о Казахстане , о жизни в Степи.
Пробыв в Петербурге год , Чокан Чингисович решил вернуться домой , так как петербуржский климат без того усугубил его здоровье ,его застарелую болезнь –туберкулез.
По приезду домой ,Чокан Валиханов проявил себя в первую очередь как просветитель , выдвинув свою кандидатуру на пост султана в своем округе.В первую очередь он руководствовался решением изменить быт и уклад своих соплеменников , вывести их средневекового мракобесия и национальной розни, насаждаемого полуграмотными муллами и имамами. Ему виделось будущее своей родины вместе с народами России ,именно России , а ни какой иной страны. Это он обосновывал исторической близостью двух народов , не смотря на внешние различия. Это то , что потом Л.Н.Гумилев назовет это положительной комплиментарностью между народами. Именно через добровольное присоединение к Российской Империи Чокан Чингисович видел сохранение национальной идентичности своего народа , их уклада , обычаев и нравов. Именно по этому он принял участие в походе под руководством генерала Черняева против Кокандского ханства в марте 1864 года. Это было связанно с тем , что казахи Старшего жуза , которые кочевали на территориях подчиненных Кокандского ханства , испытывали гнет и порабощение со стороны ханских чиновников . Они были готовы добровольно перейти в состав Российской империи , как это сделали ранее казахи из Среднего и Младшего жуза. Сам поход преследовал несколько целей , но самая и первоочередная задача была обезопасить южные рубежи от набегов кокандцев.
Чокан Валиханов , дослужившись до чина штабс-ротмистра во время похода исполнял обязанности переводчика , наводил дружественные отношения между местным населением и русскими войсками. Ведь как ни ему знать обычаи и нравы своих соплеменников. Но жестокая расправа над местными жителями , совершенная генералом Черняевым , при взятии крепости Аулие-Ата 1864 году ,очень сильно возмутила и шокировала его , что он после разговора с Черняевым подал в отставку , отправившись в аул своего друга , султана Тезека.
Застарелая болезнь (туберкулез) ,делала свое дело , отведя Чокану Валиханову совсем малое время. За время чуть меньше года он успевает жениться , изучить и составить родословные казахов Старшего жуза .Но уже к апрелю 1865 года его состояние резко ухудшается , вот , что он пишет отцу незадолго до своей смерти:
«Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет моё последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех»
10 апреля 1865 года его не стало.
Так закончилась жизнь человека , оказавшего большое влияние на развитие этнографии ,географии , чьи идеи ,дела и поступки призваны объединить два народа ,два мира –Оседлость и Степь .В этом и проявилось евразийство Чокана Валиханова ,он был полностью убежден ,что будущее казахского народа неразрывно связанно с Россией , уповая на культурно –историческое родство народов. Стремление приобщить казахов к русской культуре было у Чокана неисчерпаемым. В угоду просветительской идее он — по молодости — даже объявил войну мусульманству татарских мулл. Сам при том поражал окружающих энциклопедическими познаниями. Не сразу были оценены народом усилия Чокана, но именно благодаря его интеллектуальному дару, его судьбе люди впоследствии осознали свой генетический потенциал, свои возможности.
Надо признать, и до Чокана в Степи объявлялись поборники — скажем осторожно — интеграционных процессов. Но он стал первым выходцем из кочевой среды, содействовавшим контакту культур с щедростью безмерного таланта и масштабной полнотой, пробудив в российском обществе сочувственный интерес к народам Центральной Азии. Деятельность его в научных и общественных кругах России была столь кипучая и разносторонняя, что следует говорить об искреннем взаимном обогащении, о существовании общих исторических интересов, коих суть — по нашим меркам — культурные истоки евразийства. В наше время такое общение — норма жизни, но нельзя забывать, что Чокан был на этом пути первым. Своими текстами, поступками он ломал предвзятые стереотипы восприятия кочевого общества как дикой и отсталой народности.
Мы може смело сказать , что идеи Чокана Чингисовича Валиханова , что о чем он мечтал , чем он жил и грезил начинают воплощаться в жизнь. Современное Евразийство не мыслимо без его идеи , они являются основополагающими в интеграции и сближении народов .
Его время пришло…..
Эрик Сеитов
Комментариев нет:
Отправить комментарий