Среди русских писателей,
чья судьба была связана с Казахстаном,
особое место занимает яркая фигура Юрия
Осиповича Домбровского.
Автор романов «Хранитель
древностей» и «Факультет ненужных
вещей» Юрий Осипович Домбровский
(1909—1978) значительную часть своей жизни
провел в ссылках, в тюрьмах и лагерях.
Это был высокий, стройный, немного
сутулый, очень красивый человек. Его
любили и ненавидели, но не могли не
заметить или забыть. Образован он был
энциклопедически. Смелый, принципиальный,
увлекающийся, он не мог не попасть под
тяжелую руку политических чисток.
В Казахстан он был
сослан, попал в этот край молодым,
неизвестным, в беде. И стал здесь зрелым
и мужественным автором великих книг. У
Домбровского с Алма-Атой связана большая
часть его почти семидесятилетней жизни.
Когда Юрий Домбровский
впервые попал в Алма-Ату, он снял угол
в Тастаке у вдовы-казашки с пятью
ребятишками. Каждое утро она пекла
лепёшку и ломала её на шесть частей –
своим детям и этому чужому человеку.
Вспоминая об этом, говорили люди, знавшие
его, он не мог сдержать слёзы.
Как писатель и человек
Домбровский стоял выше национальных и
национально-культурных рамок. Когда
его арестовали первый раз в начале
тридцатых, то в деле он фигурировал с
национальностью «русский». В конце
тридцатых, при аресте, в деле значилась
национальность «поляк». А в конце
сороковых - «еврей». В лагере Домбровский
сам себя именовал то «казаком», то
«цыганом».
Он писал о Франции и
Бельгии, дал свой вариант жизни Шекспира,
описал арест Грибоедова и смерть Байрона.
Домбровский был по характеру просветителем
и интегратором культур.
Он дружил со многими
казахами. И не только писателями и
деятелями творческой интеллигенции,
которые потом будут именовать его
учителем.
Культура Казахстана
была для Юрия Домбровского настолько
родной, что он даже заразил этим своим
отношением москвичей Юрия Казакова и
Владимира Дудинцева, которые по настоянию
Домбровского приехали в Алма-Ату.
Дудинцев вспоминал потом, как Юрий
Домбровский несколько раз спрашивал:
«Чёрт возьми, ну когда казахи объявят
независимость?».
Великолепно зная историю
и законы истории, Домбровский понимал,
что все империи обречены на распад и
что многонациональная советская империя
обречена, но считал, что Казахстан, даже
став независимым, будет нуждаться в
русской культуре и значительном
присутствие русскоязычного населения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий