вторник, 30 июля 2013 г.

Рассказ о гордом подвиге Чокана

«После смерти Чокана Валиханова известный русский ориенталист И. Веселовский сравнил его деятельность с блестящим метеором, промелькнувшим над нивой востоковедения. Но ведь метеоры сгорают и гаснут, а имя Чокана и доныне остается путеводной звездой исследователей Востока. Благородная любовь к человеку, к родному краю, стремление изменить сложившийся уклад жизни, уважение к творчеству и труду, борьба с косностью и пережитками прошлого, безграничная преданность науке — всем этим пронизаны сочинения Чокана Валиханова».
Сергей Николаевич Марков


 Среди великих сынов казахского народа особо выделяется имя Чокана Валиханова. 

Чокан Чингисович Валиханов — чингизид, правнук знаменитого Абылай хана. Он прожил менее 30 лет. Но сделанного Валихановым хватит на несколько жизней. Кем был этот человек? Валиханов — казахский учёный и воин, литератор и историк, этнограф и фольклорист, географ-путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии и разведчик, дипломат, теоретик и практик международных отношений на востоке Российской империи, чиновник российской администрации и лоббист казахских интересов при русском дворе.


Годы деятельности Валиханова совпали с исторически значимым периодом жизни казахского народа – казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и (под властью империи) воссоединялись в один народ. Валиханов полагал, что благодаря передовым силам России, у входящих в нее народностей есть возможность яснее осознать ценность культуры своего народа, возможности его развития в будущем.

 Он родился в ноябре 1835 в крепости Кушмурун. Полное его имя Мухаммед-Ханафия. А прозвище Чокан дано ему матерью. Детство его прошло в степи. Выучился читать в 4 года и рано пошел в построенную отцом Кушмурунскую частную школу, где учил арабский язык, знакомился с восточной поэзией и литературой. Чокан учился рисованию. Изобразительное искусство -  было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил дар недюжинного художника.

Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о характере будущего интеллектуала. Рисуя окружающую его жизнь, Чокан с детским увлечением делался ее исследователем, ему хотелось постичь через рисунок суть предметов, он брался за карандаш, чтобы понять: как? зачем? почему? Исследователь, ученый, историк, собиратель фольклора в Чокане с самых ранних лет упорно брал верх над художником.

С детства наблюдал степные междуусобицы и политические разногласия между родами, овладевал приемами восточной беседы, когда «сказано все и не выдано ничего».

Чокан в 1847 году
В крепости Кушмурун подолгу работали русские военные топографы. Они обучали Чокана рисованию карандашом, тушью и акварелью, брали с собой на археологические раскопки. 

Ему было 12 лет, когда его отвезли учиться в Омский кадетский корпус, который был для азиатской элиты Российской империи своего рода Царскосельским лицеем. Уже в 14 лет ему прочили карьеру ученого. 

Его ближайший друг Григорий Потанин, ставший впоследствии известным географом, вспоминал, что постепенно весь эскадрон стал обращаться к Валиханову за советом в делах тонких и щепетильных, особенно в вопросах чести. Никто лучше него не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет.

 По окончании корпуса корнет Валиханов поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско. В 1854 Валиханов получает должность советника Областного правления и переезжает в Омск. 

В этом же году состоялось его знакомство с Достоевским, у них устанавливаются дружеские отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Достоевский писал ему: «Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился... …Не смейтесь над моими утопическими соображениями и гаданьями о судьбе Вашей, мой дорогой Вали-хан. Я вас так люблю, что мечтал о Вас и о судьбе Вашей по целым дням».

Достоевский писал Чокану: «…Не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у Русских. Вспомните, что Вы первый Киргиз — образованный по Европейски вполне» (в те времена казахи тоже назывались киргизами).

Валиханов и Достоевский в Семипалатинске, фото 1858 года

  Весной 1856 уже поручик Валиханов отправляется в служебную командировку в Семипалатинск и далее в отряд подполковника Хоментовского, чтобы принять участие в разборе споров между начальниками родов Старшего жуза. Во время своей поездки ведет путевой дневник на русском языке, в котором впервые проявляются особенности его манеры ведения путевых заметок. Описания природы, флоры и фауны – типичный жанр для естествоиспытателя, отходят на второй план, чтобы уделить главное внимание человеку и образу жизни народов Азии, их прошлому и настоящему. В его дневниках ярко проявилась личность передового казаха, получившего европейское образование и воспринявшего лучшие идеи своего времени. Его записи дополняли зарисовки, топографически точные карты и схемы перевалов, торговых путей, рек с притоками и т.д.

 По возвращении в Семипалатинск Валиханов знакомится с путешественником и исследователем П.П.Семеновым (Семеновым-Тян-Шаньским), создателем знаменитой школы русских путешественников – исследователей Азии. Семенов тогда стоял у начала своего великого дела. В русской науке он - фигура ломоносовского масштаба. Создатель первого коллектива ученых, знаменитой школы русских путешественников-исследователей Азии, Семенов нашел в Валиханове единомышленника и соратника. Они обмениваются своими изысканиями и планами. В частности, Валиханов для ведения географических и этнографических исследований предлагает послать себя в качестве купца в крупный азиатский торговый город. 21 февраля 1857 на общем собрании Императорского Русского географического общества он был принят в него по рекомендации Семенова в качестве действительного члена.

 Валиханов продолжает работать над материалами, привезенными из экспедиций на Иссык-Куль, в Кульджу, начинает писать свои очерки об истории казахского народа, их, общественном родовом устройстве, нравах и обычаях, мифах и легендах. Многие исследователи считают, что его работы по этногенезу опередили свое время.

Ему удалось первым записать и перевести на русский язык часть героического киргизского эпоса . Им также была записана народная эпическая поэма Козы-Корпеш и Баян-сулу. Интересны суждения Валиханова об особенностях импровизаторского искусства акынов, видах песен, ритмике казахского стиха. 

 

Ряд его исследований были посвящены изучению зороастрийских корней казахского менталитета и синкретизма шаманства с исламом у степных народов. В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Он считал, что ритуальные формы, символические действия, характерные для зороастрийской мифологии имеют непреходящую ценность в культурной жизни степных народов. Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "правда - лучшее благо", заявочное пожелание существовать в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как верно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану Валиханову, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности".

Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное сквозь тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "окаянный небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо". Огонь считается прародителем всего сущего, очищает души от скверны, гнев страшен, целительное важность всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении невесты в обитель отца или деда мужа. Синкретизм шаманства с исламом проявляется в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, святость и святые - с арвахами, с духами предков.

Валиханов был и первым казахским художником – сохранилось большое количество его этнографически точных жанровых, портретных и пейзажных зарисовок, известны его акварели и рисунки, выполненные в академическом стиле – «Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.

 Петр Семенов-Тян-Шанский посоветовал генерал-губернатору Западной Сибири послать в Кашгар смелого и знающего человека, одетого в наряд азиатского купца. Так Чокан превратился в «торговца Алимбая». 

 «Ч. Ч. Валиханов был единственным из состоявших тогда при генерал-губернаторе офицеров, который, будучи послан в национальном киргизском костюме в Кашгар, мог бы по своему развитию и талантливости собрать драгоценные для России сведения о современном состоянии не только Кашгара, но и всего Алтышара и разъяснить причины происходивших в то время смут в Китайском Туркестане», – это строки из «Истории полувековой деятельности Русского Императорского географического общества» Семёнова-Тян-Шанского.

Генерал-губернатор Гасфорт направляет Валиханова в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки - в город Кашгар на границе с Китаем. Ему было тогда всего 22 года. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под именем купца Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца купцы достигли верховий реки Или и провели там месяц, торгуя с местными киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через хребты Тянь-Шаня в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через снежные перевалы погибла большая часть скота (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в Кашгар караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.

За время почти годовой экспедиции Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и жителями разных сословий. Ему удалось собрать важные сведения. По обрывкам разговоров, по клочкам сведений из семейных преданий и воспоминаний воспроизводит жизнь этого района, ранее недоступного европейским исследователям. Как уроженец Азии, знающий восточные языки, он свободно чувствует себя там, куда русские и европейские путешественники не получили бы доступа. Поскольку у него не всегда была возможность делать записи, многие сведения он хранил в памяти.

Решаясь на такое опасное путешествие. Ч. Валиханов преследовал свою цель, свои интересы: использовать время пребывания в Кашгарии для дела науки, подробно изучить и собрать материалы, касающиеся истории, географии, этнографии, экономики, культуры и быта и многих других вопросов, он блестяще выполнил возложенную на него задачу, особенно по вопросам научных исследований, которые больше всего удовлетворяли его ненасытную научную любознательность.

13 июля 1859 Гасфорт отправил рапорт министру иностранных дел А.М.Горчакову о том, что поручик Валиханов благополучно вернулся из экспедиции в Кашгар.

 По возвращении ему предстояло поправить здоровье (у него была предрасположенность к чахотке) и сделать отчет о поездке в петербургском Азиатском департаменте с личными пояснениями. Однако составление отчета растянулось на год – вместо казенного доклада он писал отчет в свободной манере, свойственной тогдашней прогрессивной публицистике. 27 января 1860 Гасфорт уведомляет письмом в Петербург, что высылает отчет поручика Валиханова и вслед за ним отправляет самого автора.

 В мае 1860 Валиханов делает сообщение на заседании Русского географического общества о своем путешествии в Кашгар. В первом и втором томах Записок Русского географического общества весной 1861 были опубликованы его Очерки Джунгарии с рисунками автора (Джунгария – Семиреченский и Заилийский края Семипалатинской области и часть Илийской провинции Китая), а также его основные работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и Востока, в том числе Киргизское родословие, О кочевках киргиз, Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды и др.

 «В воздаяние отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...», он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.

 В Петербурге за ним закрепляется слава отважного путешественника, помощника Семенова-Тян-Шаньского, открывшего европейской науке тайны Средней Азии. В столице он руководит составлением карт Средней Азии и Туркестана, посещает некоторые лекции восточного факультета университета, продолжает работать над очерками по истории и этнографии киргизов, начатыми в Омске. Живя в Петербурге в 1860–1861, он ближе знакомится с идеями русских революционных демократов, общается и дружит с многими представителями передовой демократической интеллигенции – Ф.М.Достоевским, Г.Н.Потаниным, И.Н.Березиным, А.В.Васильевым, А.Н.Бекетовым.

 Весной 1861 Валиханов уезжает на родину, т.к. петербургский климат плохо действует на его здоровье.

Валиханов писал Достоевскому в октябре 1862 года: «Вероятно, ты думаешь бог знает что обо мне. Не умер ли? Не болен ли? Я между тем жив, хотя чувствую себя очень плохо как физически, так и нравственно…».

Памятник Валиханову в Алма-Ате 
В последние годы жизни занимался административной деятельностью – летом 1863 работал в комиссии по судебной реформе, в 1864 составлял сведения об освободительном движении народов Восточного Туркестана.

 10 апреля 1865, не дожив до 30 лет, он скончался от туберкулеза в ауле Тезека в урочище Кочен-Таган в местности, называемой Алтын-Эмель (ныне Талды-Курганская область Казахстана). Здесь в память о нем в 1985 был установлен мемориальный комплекс.

К счастью, после смерти Чокана был сохранен его богатейший научный архив — множество рукописей, заметок, путевых маршрутов и рисунков. По предложению Русского географического общества, в 1867 было принято решение о полном издании рукописей Валиханова. Собрание его сочинений вышло в свет в 1904 под ред. проф. Н.И.Веселовского, полностью заняв XXIX том Записок Императорского Русского географического общества по отделению этнографии.

 Многие русские выдающиеся путешественники – Семенов-Тян-Шаньский, А.Ф.Голубев, М.И.Венюков, полковник Генерального штаба А.Н.Куропаткин высоко оценивали значение открытий Валиханова. Идею Чокана о кровной культурно-исторической связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев в своей концепции евраазийства.

Кстати, заново открыл в ХХ веке Чокана Валиханова русский писатель Сергей Николаевич Марков, который был сослан в Казахстан в сталинскую эпоху. Марков первым написал повесть о жизни и деятельности выдающегося исследователя. Еще в 1968 году вышла его историко-биографическая повесть «Идущие к вершинам», в которой он описал тернистый путь Чокана Валиханова к немеркнущей славе, его большую крепкую дружбу с путешественниками, учеными Петром Семеновым, Григорием Потаниным, ссыльными Сергеем Дуровым и Федором Достоевским, многими другими передовыми людьми того времени.

Академик Д. И. Щербаков о напишет об этой книге: «В недавно вышедшей книге «Идущие к вершинам» С. Н. Марков рассказал не только о жизни и деятельности исследователя Средней Азии Чокана Валиханова. В повести подробно и правдиво говорится об исследовании Тянь-Шаня в ХIХ столетии русскими путешественниками, в особенности П.П. Семеновым - Тянь-Шанским. В ней освещаются взгляды географов, в частности Гумбольдта и Риттера, на проблемы географического изучения Центральной Азии, много места уделяется воззрениям средневековых географов на горные системы Тянь-Шаня, Алтая, Памира…»

Книгу о Чокане Валиханове он задумал написать в  том самом роковом1937 году. Тогда Марков посвятил Валиханову полные поклонения и любви стихи:

Чужая жизнь - безжалостней моей –
Зовет меня… И что мне делать с ней?
Ведь можно лишь рукою великана
В лазоревой высокогорной мгле
Куском нефрита выбить на скале
Рассказ о гордом подвиге Чокана! 



 Памятник Валиханову в Омске
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий