Со второй половины ХХ столетия во всем
мире наблюдается рост этнической идентичности и этнической солидарности,
который протекает в условиях культурной глобализации, унификации
материальной и духовной культуры, исчезновением социальной стабильности,
интенсификацией межэтнических контактов. Естественным следствием этого
явления будет являться стремление этносов сохранить свою собственную
культуру, мировоззрение и самобытность.
Уход из жизни поколения, чья
социализация пришлась на господство традиционной культуры, обнажило в
обществе пространство беспамятства, которое сегодня активно заполняется
мозаикой из неоязычества, христианской ортодоксии, суррогатами из разных
областей искусства, науки, философии, что делает культуру
постмодернистской, лишенной внутренней целостности и питающего
корневища.
На этом фоне развитие межэтнических и
межкультурных коммуникаций протекает с большой долей напряжения. Это
напряжение является не только следствием религиозных установок, но и
вершиной конфликта ценностей традиционных культур и современной
постмодернистской культуры. С одной стороны представлена этническая
идентичность, с развитым религиозно-мифологическим мировоззрением, с
другой формирующаяся гражданская идентичность, основанная на идеологемах
и рациональной картине мира. С одной стороны консолидированное на
кровнородственных связях сообщество с другой раздробленное,
индивидуализированное, стратифицированное, потерявшее и ищущее свою
идентичность сообщество, преисполненное страха перед обычаями, обрядами,
мировоззрением, которого оно просто не может понять.
Существуют ли возможности в пространстве
сплошной постмодернистской симуляции наладить реальный контакт между
представителями различных культур Юга России?
Одним из предлагаемых выходов для
современной российской действительности является движение за развитие
этноспортивных мероприятий. Термин этноспорт сегодня активно внедряет
российский культуролог А.В. Кыласов, понимая под ним совокупность
традиционных видов физической активности, методов их сохранения и
развития. А. В. Кыласов использует данное определение в качестве
основного понятия в теории этноспорта, как неизбежного изменения
институтов современного спорта, его структуры и расширения используемого
понятийного аппарата в пользу поощрения культурного разнообразия
глобализирующегося мира. Исходя из этого базисного положения, этноспорт
представляет собой институциональную форму единого социокультурного
пространства для традиционных видов физической активности (без
образования спортивных организаций), спортивных федераций национальных
видов спорта, и повсеместно возрождающихся в качестве исторических
реконструкций традиционных игр [1].
Исходя из данного подхода традиционные
игры должны иметь этническую привязку и обладать аутентичной
наполненностью, что сегодня демонстрируют Игры Тыгына на празднике Ысыах
в Якутии; состязания батыров на празднике Сабантуй в Татарстане;
состязания бааторов Срединного мира на Ёрдынских играх в Иркутской
области; состязания на празднике Джангариада в Калмыкии; казацкие
шермиции в Ростовской области; состязания шудонъёс на празднике Гербер в
Удмуртии, кулачный бой «стенка на стенку» на Успеньев день в селе
Атманов Угол Тамбовской области.
Этническая группа, как известно, должна
обладать следующими признаками: быть в значительной степени биологически
самовоспроизводимой; разделять фундаментальные культурные ценности,
реализованные во внешнем единстве культурных форм; образовывать поле
коммуникации и взаимодействия; характеризоваться тем, что принадлежность
к группе, идентифицируемой как теми, кто в нее входит, так и теми, кто в
нее не входит, конституирует категорию, отличную от других категорий
того же порядка [2]. При этом последний признак становится
основополагающим, если в этнической группе видеть форму социальной
организации. В этом случае формирование этнической идентичности, как
воспитание этнофора, носителя фундаментальных ценностных ориентаций,
связано с постоянной поддержкой межэтнической границы, устойчивость
которой напрямую связывается с сохранностью этнической группы. Наличие
границы включает постоянные формы выражения и подтверждения
идентичности, которые маркируют отличие в поведении, внешнем виде, языке
и проч.
Этноспортивные мероприятия актуализируют
этнические константы личности, обозначают границы своего и чужого мира,
при этом постоянный контакт с Другим, в форме состязания канализирует
отрицательную составляющую такого взаимодействия и нейтрализует ее,
показывая на наличие у окружающего социального мира многообразия равных
по своему содержанию форм.
Этноспортивный механизм существующий в
виде ритуального действия сосредотачивает в себе основные ценности
сообщества, он выступает символической формой, посредством которой
актуализированы фундаментальные для мировоззрения участников ритуала
ценности и нормы поведения. Такими механизмами в традиционной культуре,
например, донских казаков выступали воинские обряды, связанные с
различными этапами жизни или календарными праздниками. Последние
символически вносили порядок в окружающий мир, демонстрировали
устойчивость сообщества перед знамениями судьбы, жизнеспособность
коллектива, индивидуальное умение в обращении с конем и оружием.
Основные принципы, которые легли в
основу шермиций как этноспорта донских казаков, заключаются в следующем:
1) сохранение аутентичности обрядовых действий воинского ритуала;
2)
сохранение воинских традиций донских казаков (рубка конная и пешая,
джигитовка и скачки, кулачки, борьба на ломка);
3) воспитательный и
этнопедагогический аспект шермиций.
Для реализации этого проекта
потомственные казаки создали Федерацию казачьих воинских искусств
«Шермиции», которая вошла в 2012 года в состав Федерации исконных забав и
этноспорта России. Шермиции начинаются с традиционного молебна и похода
к месту состязаний – майдану, который обычно сопровождается крестным
ходом. Майдан разбит на бойные места, куда гулебные команды казаков
приходят со своими станичными флагами, и начинаются состязания, которые
завершаются награждением и стариковскими беседами.
В структурном отношении современные
шермиции повторяют структуру описанных воинских ритуалов трехсотлетней
давности, в содержательном отношении концентрируют в себе различные
дисциплины воинских искусств донских казаков, сохраняя смысловую
нагрузку самого названия – шермувать – владеть оружием, фехтовать.
Достигается ли в этнопедагогическом
отношении цель шермиций, как механизма формирования этнической
идентичности? Чтобы участвовать на шермициях, казак любого возраста
должен быть не только вооружен технически, но и интеллектуально, знать
историю своего рода, своего народа, также своим участием в религиозных
ритуалах он приобщается к ценностям православной культуры. Немаловажную
роль играет и в шермициях тот факт, что на игры приезжают целые семейные
династии казаков, и все принимают участия – от внука до деда, а заодно
происходит прямая передача опыта между поколениями. Воспитание чувства
«кто я такой?» устраняет в личности комплекс неполноценности, страх и
неуверенность перед представителями другой культуры, а это, в свою
очередь, способствует успешному межэтническому диалогу. Участниками
этноспортивных мероприятий могут быть не только казаки, но и
представители других народов, в том числе и иного вероисповедания (если
только они не будут скрывать этого наряжаясь в народную казачью одежду и
имитируя традиционные образы казаков). Состязательные площадки открыты
для всех, здесь не может быть столкновений неудовлетворенных зрителей,
поскольку на традиционных играх граница между участниками и зрителями
очень условная, традиция культивирует всеобщее участие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кыласов А.В. Этнометодология и теория этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, № 5. C.41-43.
2.
Этнические группы и социальные границы. Социальная организация
культурных различий. Сборник статей/ Под ред. Ф.Барта.. М.: Новое
издательство, 2006. С.11.
Комментариев нет:
Отправить комментарий