Семен Говоров, потомок некогда могучего рода, пытается возродить казацкий дух и традиции на Байкале.
Когда наступает вечер, Семен Говоров выходит во двор своей фермы в Крестовой бухте на берегу Байкала, чтобы поупражняться с саблей. Кроме того, иногда он тренируется в стрельбе из пистолетов или автомата Калашникова. «С самого детства я знаю, что я - казак. Мой дедушка родился в Новочеркасске на Кавказе. Отец всегда говорил, что мы относимся к очень сильному роду», - рассказывает он.
В XVI веке именно донские казаки отправились на завоевание бескрайних просторов Сибири и сделали ее частью царской империи, которая превратилась в настоящее государство-континент. Начало этой эпохе положила карательная экспедиция против враждебно настроенных местных племен, которую с согласия царя снарядили богатые уральские купцы Строгановы.
Кем были эти казаки? Конечно же, искателями приключений, а также охранниками, степными налетчиками и наемниками. С течением лет эти свободные и независимые люди превратились в солдат на службе царя, которым была поручена охрана границ в обмен на особое положение, вполне реальные льготы (их освободили от налогов) и оплату натурой (мука, оружие, одежда). Эти глубоко верующие люди всегда носили с собой икону Казанской Богоматери.
Прирожденные воины
Во времена коммунизма казаков лишили их статуса, однако после распада СССР Борис Ельцин восстановил их права. С тех пор они начали восстанавливать свою организацию в окрестностях Байкала.
«Иногда их называли беглыми рабами, или каторжниками, или представителями каких-то племен. Это все - ложь», - возмущается Семен. Этот 36-летний мужчина, который нередко появляется с голым торсом и православным крестом на груди и старательно качает бицепсы, пытается восстановить истину. «Казаки всегда были воинами, причем - лучшими из лучших! Что-то вроде японских самураев», - подчеркивает он, рассказывая обо всех этапах и обычаях, которые раньше были связаны с воспитанием и обучением детей в казацких семьях. «Во времена СССР я так и не получил это особое образование», - сокрушается он.
В 2002 году Семен обвенчался с Александрой, которая родила ему двух детей: Марию (семь лет) и Михаила (три с половиной года). «В тот момент я принял крещение», - добавляет он.
За веру и отечество
К 2008 году с помощью священника отца Алексия ему, наконец, удалось стать настоящим казаком после подготовки и тренировок у атамана в Иркутске.
«Я взялся за восстановление казацкого братства на острове Ольхон. Исторически в этом районе находились три казацких поселения, а потом несколько разбросанных казацких семей. На острове скоро вновь будет 15 казаков, которые прошли отличную подготовку с оружием и готовы сражаться, если потребуется», - говорит он.
Чтобы защитить родину? «Раньше казаки сражались за веру, царя и отечество. Ситуация в стране изменилась, поэтому сегодня мы защищаем веру, казацкое братство и отечество», - утверждает Семен, который с гордостью отслужил в воздушно-десантных войсках сначала в Абакане (Сибирь), а затем в Урус-Мартане (Чечня).
Солдат в Чечне
На Северном Кавказе этот человек, который настаивает на своей вере («казак без веры - это не казак» и «моя вера - это моя броня»), участвовал в начатой Россией ужасной войне.
Но разве не существует парадокса между этими постоянными упоминаниями Бога и применением оружия в Чечне, где под прикрытием борьбы с терроризмом российская армия совершила столько зверств? «Убивать людей - это большой грех», - соглашается Семен. «По счастью, Бог не дал мне запятнать руки кровью: я никогда никого не убивал, даже в Чечне!» - уверяет он, говоря о свои боевых товарищах, которые злоупотребляли водкой и снотворным, потому что не могли заснуть из-за угрызений совести. «Ничто в жизни не случайно», - считает он.
Животновод в Сибири
Сегодня Семен живет вместе с семьей поселке Еланцы. Однако он каждый день приезжает на ферму, в «лагерь», который создали родители его жены. Они получили в распоряжение 50 гектаров земли в рамках правительственной программы по развитию и заселению Сибири. Семен приобрел еще 30 гектаров и собирается купить осенью соседнюю ферму, от которой стремится избавиться уставшая от Сибири московская семья.
На этих просторах Семен с помощником пасет 140 коров и 18 лошадей, которым дают свободу как летом, так и зимой. «Я продаю бычков», - говорит он. Он и слышать ничего не хочет об искусственном осеменении коров, в результате которого те дают приплод в наиболее подходящее время. Быки живут вместе со стадом, и поэтому все происходит естественным путем.
Тем не менее, есть у такого подхода и обратная сторона: отел в разгар сибирской зимы может оказаться смертельным для животных. «Последние несколько лет холода были просто ужасными, а снег глубже, чем обычно, - признает Семен. - В прошлом году мы потеряли половину всего поголовья».
Пожарный на Байкале
Тем не менее, все это его не пугает. Этот, бесспорно, рассудительный человек работает сразу на нескольких фронтах. В своем районе он - пожарный, и, значит, каждое лето ему приходится предотвращать и тушить легко вспыхивающие пожары. Кроме того, он занимается очисткой берегов Байкала.
В своем «лагере» Семен также построил еще несколько домов, где он встречает иностранных туристов и устремившихся к корням сограждан. Этот словоохотливый человек вызывает неподдельную симпатию, и его казацкие истории творят чудеса.
-----------------------------------------
Древние корни
Впервые казаки упоминаются в «Кодекс Куманикус», который предположительно был составлен в период с 1292 по 1295 год. Позднее в Никоновской летописи (собрание древних книг, летописей и документов) начала XVI века говорится о том, как казацкие отряды появились у Москвы в 1443 году, когда великий князь рязанский заключил соглашение с татарскими отступниками, отправившимися на грабежи.
Казаки остались там на зиму и предложили свои услуги наемников для борьбы с татарами.
Начиная с середины XV века славяне тоже стали казаками. Эти первые искатели приключений, разбойники и наемники спустились по Волге и колонизировали побережье реки, а затем территории Дона и Днепра. Позднее они обустроились в степях южной России и современной Украины.
Первые по-настоящему организованные казацкие отряды появились на Дону к 520 году.
Во времена СССР казаков лишили их статуса, однако Борис Ельцин восстановил их права в 1993 году.
Оригинал публикации: Sur les bords du lac Baïkal, Semion renoue avec ses ancêtres cosaques
ПЕРЕВОД: inosmi.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий