С Иваном Ребровым современные казаки имеют так же мало общего, как и прежние. Казаки были бунтарями и опустошали страну. Сегодня они выступают против всего западного, о чем и рассказывается в недавно увидевшей свет монографии
При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 – 1891).
Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.
Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.
Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия – днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.
Пираты Черного моря
Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.
Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.
Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.
Жизнь казаков на диком Востоке
Таким образом миф о дикой, свободолюбивой и воинственной жизни казаков, как их величественно изобразил Илья Репин, был дополнен верноподданническим патриотизмом. И кто сегодня решиться сказать в лицо группе свирепо смотрящих нео-казаков, что они в своей форменной одежде и меховых шапках выглядят анахроничными не только на фоне бронированных внедорожников и видеокамер?
Только где-то уже в конце своей книги Каппелер сравнивает казаков с солдатами-крестьянами в империи Габсбургов, а также с колонистами на американском Западе. Первая параллель более оправдана, но и сравнение освоения Сибири с американским мифом о Диком Западе также представляется интересным.
Дело в том, что «большинство приписываемых американским колонистам ценностей – свобода, вольность, равенство, смелость и боевой дух» - можно обнаружить и у казаков.
Однако: «Специфические социально-политические структуры и менталитет восточно-европейского фронтира были характерны только для казацкой периферии и не распространялись на государство в целом». Временами становившийся свирепым антицентрализм трапперов на американском Западе не оказал своего влияния и на новых казаков, хотя свирепый патриотизм, судя по всему, сохранился.
Оригинал публикации: Der antiwestliche Patriotismus der Kosaken
Перевод: inosmi.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий