После провозглашения независимости страны в 1991 году казацкие
ассоциации каждый год набирают все больше членов и добровольцев. Сегодня
их число превышает два миллиона человек. Сириль Офстейн опубликовала во французском "Le Figaro" статью Cosaques : Le retour des «gardiens de l'Ukraine».
Ярослав буквально утопает в слишком большой для него полевой форме, но крепко прижимает к себе автомат Калашникова. Его поставили в охрану летнего лагеря ассоциации «Спас» и часть ночи он оберегал сон своих товарищей, которые до сих пор мирно спят в расставленных вдоль берега реки палатках. Здесь, на острове Хортица у города Запорожье день еще только начался, но уже стоит удушающая жара. Ярославу от силы 12 лет, но позавчера он уже получил право носить берет и кокарду украинских цветов, которые служат отличительной особенностью молодежи из «Спаса». Инструкторы гордятся им, он станет хорошим казаком. Как и все остальные, он успешно прошел начальную подготовку: полоса препятствий, обращение с огнестрельным оружием, метание ножей, гопак, традиционный казачий рукопашный бой, общая физическая подготовка... Кроме того, он учился жить в общине и изучал историю своих предков.
Остров Хортица расположен неподалеку от гидроэлектростанции компании «Днепрогэс», которая обезобразила весь местный пейзаж. Как бы то ни было, он до сих пор является священной землей для украинских казаков. Именно там находился исторический лагерь запорожских казаков, Запорожская сечь, который был разогнан стремившейся утвердить свою власть российской императрицей Екатериной II и восстановлен в первозданном виде после провозглашения независимости страны в 1991 году. «Приехать сюда значит погрузиться в глубины нашей истории и самосознания, — говорит основатель "Спаса" Александр Притула, который бреет голову и носит традиционный для казаков чуб. — Поэтому при поддержке запорожских властей мы устраиваем здесь летние лагеря и весь год принимаем участие в учебных программах местных школ».
«Спас» был создан в 1990-е годы и насчитывает в своих рядах более 5000 членов. Сейчас он является лишь одной из множества ассоциаций, которые заложили основу подъема казачьего движения 15 лет назад. В настоящий момент около 2 миллионов человек из 45-миллионного населения страны называют себя казаками. «Тем не менее, существует множество способов для того, чтобы почувствовать себя казаком, — говорит один из самых знаменитых инструкторов по гопаку в стране Игорь Кобзарь. — Некоторым нужно носить форму, чуб, льняную рубаху с вышивкой в цветах их семьи или региона, тогда как другие не выставляют напоказ никаких отличительных символов. Суть казачества заключается в защите свободы и стремления жить свободным человеком. Быть казаком значит гордиться своими корнями, быть украинским патриотом, верить в Бога и оставаться открытым к другим людям. Казаком не рождаются, а становятся. Это в первую очередь личное и духовное решение. Казаки сформировали Украину, и без них понять нашу историю попросту невозможно».
Далее следует череда героев и отцов-основателей, о которых говорят современные казаки, чтобы оправдать стремление вновь повлиять на историю страны: это создатель первого государства запорожских казаков Дмитрий Вишневецкий, политический и военный лидер украинских казаков Богдан Хмельницкий, который в 1648 году поднял восстание против польского дворянства, или, например, Иван Сирко, автор знаменитого письма запорожцев турецкому султану в 1675 году, которое послужило источником вдохновения для одного из главных произведений великого живописца Ильи Репина... «С XIV века Украина побывала под властью поляков, литовцев, русских, Австро-Венгерской Империи, а затем и Советского Союза, — рассказывает экскурсовод киевского Музея исторических драгоценностей Украины Александр Шарапата. — В XIX веке активно шел процесс возрождения национальной культуры, но в 1876 году российские власти запретили использовать украинский язык в школах, газетах и литературе... Таким образом, за исключением Киевской Руси в IX-XI веках, страна была по-настоящему свободной лишь трижды за всю свою историю: во времена казацкого государства, с 1648 года по последнюю четверть XVIII века, непродолжительный период с 1917 по 1920 год, во время гражданской войны, и... сейчас, после референдума 1 декабря 1991 года, на котором 90,5% населения высказались за независимость. С этой точки зрения нынешний подъем казацкой культуры выглядит совершенно логичным».
Казаки сейчас буквально повсюду. В исторических музеях, парках аттракционов, статуях в крупных городах и исторических регионах восстаний 1648 и 1768 годов, на витринах сувенирных магазинов и вывесках модных ресторанов... Официальные представители казачества принимают в свои ряды новых членов на пышных церемониях. Казачий стиль и традиционная крестьянская одежда вновь приобретают популярность благодаря молодым творцам. Исполнители народной музыки вводят в свой репертуар бандуру, которая является настолько же неотъемлемой частью украинского казачества, насколько и гетманская булава.
Новобранцев учат поддерживать порядок
Как бы то ни было, казаки — это не только фольклор, развевающиеся на ветру флаги и парады. В Черкассах (город на юго-восток от Киева) на глаза попадаются казаки в камуфляжной форме, с дубинками и наручниками на поясах. Здесь люди гетмана Александра Туза (его казачья ассоциация была первой признана украинским государством в 1991 году) патрулируют улицы на пару с сотрудниками полиции с благословления местных властей. «Казаки всегда защищали украинский народ, — объясняет гетман. — Мы всего лишь вновь обретаем смысл нашего существования. Наши новобранцы приносят присягу и обучаются методам поддержания порядка». Их обучением занимаются ветераны Красной армии (некоторые из них служили в Афганистане в советское время), а также отставные офицеры армии и полиции. Многие из них впоследствии переходят на работу в правоохранительные органы или вступают в элитные отряды новой украинской армии.
В деревнях также возрождаются казачьи ассоциации, в основу которых ложатся паланки, исторические территориальные единицы Запорожской сечи. К их числу относится, например, Кодакская паланка Сергея Иванченко в Днепропетровской области, которая занимается как исторической деятельностью, так и военизированной подготовкой. «Украина, наконец-то, восстанавливает связи с прошлым, — объясняет он. — Наверное, пришло время и для того, чтобы возродить казачий идеал защиты личных свобод и официально дать нам возможность взять на себя роль полиции, когда та не может вмешаться».
Произошедший в июле трагический случай (двух полицейских из Врадиевки обвиняют в изнасиловании женщины) серьезно повлиял на настроения на Украине и может дать толчок политической инициативе по использованию казачьих отрядов, которые сейчас в народе считают более надежными и честными, чем полицейских. И если украинское государство действительно примет такое решение, количество добровольцев будет исчисляться многими тысячами.
Перевод ИноСМИ
Ярослав буквально утопает в слишком большой для него полевой форме, но крепко прижимает к себе автомат Калашникова. Его поставили в охрану летнего лагеря ассоциации «Спас» и часть ночи он оберегал сон своих товарищей, которые до сих пор мирно спят в расставленных вдоль берега реки палатках. Здесь, на острове Хортица у города Запорожье день еще только начался, но уже стоит удушающая жара. Ярославу от силы 12 лет, но позавчера он уже получил право носить берет и кокарду украинских цветов, которые служат отличительной особенностью молодежи из «Спаса». Инструкторы гордятся им, он станет хорошим казаком. Как и все остальные, он успешно прошел начальную подготовку: полоса препятствий, обращение с огнестрельным оружием, метание ножей, гопак, традиционный казачий рукопашный бой, общая физическая подготовка... Кроме того, он учился жить в общине и изучал историю своих предков.
Остров Хортица расположен неподалеку от гидроэлектростанции компании «Днепрогэс», которая обезобразила весь местный пейзаж. Как бы то ни было, он до сих пор является священной землей для украинских казаков. Именно там находился исторический лагерь запорожских казаков, Запорожская сечь, который был разогнан стремившейся утвердить свою власть российской императрицей Екатериной II и восстановлен в первозданном виде после провозглашения независимости страны в 1991 году. «Приехать сюда значит погрузиться в глубины нашей истории и самосознания, — говорит основатель "Спаса" Александр Притула, который бреет голову и носит традиционный для казаков чуб. — Поэтому при поддержке запорожских властей мы устраиваем здесь летние лагеря и весь год принимаем участие в учебных программах местных школ».
«Спас» был создан в 1990-е годы и насчитывает в своих рядах более 5000 членов. Сейчас он является лишь одной из множества ассоциаций, которые заложили основу подъема казачьего движения 15 лет назад. В настоящий момент около 2 миллионов человек из 45-миллионного населения страны называют себя казаками. «Тем не менее, существует множество способов для того, чтобы почувствовать себя казаком, — говорит один из самых знаменитых инструкторов по гопаку в стране Игорь Кобзарь. — Некоторым нужно носить форму, чуб, льняную рубаху с вышивкой в цветах их семьи или региона, тогда как другие не выставляют напоказ никаких отличительных символов. Суть казачества заключается в защите свободы и стремления жить свободным человеком. Быть казаком значит гордиться своими корнями, быть украинским патриотом, верить в Бога и оставаться открытым к другим людям. Казаком не рождаются, а становятся. Это в первую очередь личное и духовное решение. Казаки сформировали Украину, и без них понять нашу историю попросту невозможно».
Далее следует череда героев и отцов-основателей, о которых говорят современные казаки, чтобы оправдать стремление вновь повлиять на историю страны: это создатель первого государства запорожских казаков Дмитрий Вишневецкий, политический и военный лидер украинских казаков Богдан Хмельницкий, который в 1648 году поднял восстание против польского дворянства, или, например, Иван Сирко, автор знаменитого письма запорожцев турецкому султану в 1675 году, которое послужило источником вдохновения для одного из главных произведений великого живописца Ильи Репина... «С XIV века Украина побывала под властью поляков, литовцев, русских, Австро-Венгерской Империи, а затем и Советского Союза, — рассказывает экскурсовод киевского Музея исторических драгоценностей Украины Александр Шарапата. — В XIX веке активно шел процесс возрождения национальной культуры, но в 1876 году российские власти запретили использовать украинский язык в школах, газетах и литературе... Таким образом, за исключением Киевской Руси в IX-XI веках, страна была по-настоящему свободной лишь трижды за всю свою историю: во времена казацкого государства, с 1648 года по последнюю четверть XVIII века, непродолжительный период с 1917 по 1920 год, во время гражданской войны, и... сейчас, после референдума 1 декабря 1991 года, на котором 90,5% населения высказались за независимость. С этой точки зрения нынешний подъем казацкой культуры выглядит совершенно логичным».
Казаки сейчас буквально повсюду. В исторических музеях, парках аттракционов, статуях в крупных городах и исторических регионах восстаний 1648 и 1768 годов, на витринах сувенирных магазинов и вывесках модных ресторанов... Официальные представители казачества принимают в свои ряды новых членов на пышных церемониях. Казачий стиль и традиционная крестьянская одежда вновь приобретают популярность благодаря молодым творцам. Исполнители народной музыки вводят в свой репертуар бандуру, которая является настолько же неотъемлемой частью украинского казачества, насколько и гетманская булава.
Новобранцев учат поддерживать порядок
Как бы то ни было, казаки — это не только фольклор, развевающиеся на ветру флаги и парады. В Черкассах (город на юго-восток от Киева) на глаза попадаются казаки в камуфляжной форме, с дубинками и наручниками на поясах. Здесь люди гетмана Александра Туза (его казачья ассоциация была первой признана украинским государством в 1991 году) патрулируют улицы на пару с сотрудниками полиции с благословления местных властей. «Казаки всегда защищали украинский народ, — объясняет гетман. — Мы всего лишь вновь обретаем смысл нашего существования. Наши новобранцы приносят присягу и обучаются методам поддержания порядка». Их обучением занимаются ветераны Красной армии (некоторые из них служили в Афганистане в советское время), а также отставные офицеры армии и полиции. Многие из них впоследствии переходят на работу в правоохранительные органы или вступают в элитные отряды новой украинской армии.
В деревнях также возрождаются казачьи ассоциации, в основу которых ложатся паланки, исторические территориальные единицы Запорожской сечи. К их числу относится, например, Кодакская паланка Сергея Иванченко в Днепропетровской области, которая занимается как исторической деятельностью, так и военизированной подготовкой. «Украина, наконец-то, восстанавливает связи с прошлым, — объясняет он. — Наверное, пришло время и для того, чтобы возродить казачий идеал защиты личных свобод и официально дать нам возможность взять на себя роль полиции, когда та не может вмешаться».
Произошедший в июле трагический случай (двух полицейских из Врадиевки обвиняют в изнасиловании женщины) серьезно повлиял на настроения на Украине и может дать толчок политической инициативе по использованию казачьих отрядов, которые сейчас в народе считают более надежными и честными, чем полицейских. И если украинское государство действительно примет такое решение, количество добровольцев будет исчисляться многими тысячами.
Перевод ИноСМИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий