Польский журналист пишет: "Последствия возрождения казачества в России могут оказаться как положительными, так и отрицательными: с одной стороны, казаки развивают культуру и традиции, но с другой — перспектива появления на улицах вооруженных казачьих патрулей может вселять некоторый страх"
Когда в конце
прошлого года до Польши добралась информация о казачьих патрулях,
вышедших охранять улицы Москвы, мало кто обратил на нее внимание. Когда
появилось сообщение, что атаман Всевеликого войска Донского поддержал
решение губернатора Краснодарского края вооружить патрули казаков в этом
регионе травматическим оружием, можно было обойти это вниманием и
забыть.
Видимо, так бы и произошло, если бы данный контекст не напомнил о словах, сказанных однажды упомянутым губернатором Александром Ткачевым. А заявил он, что цель создания казачьих формирований состоит в защите славянских регионов от массовой миграции приезжих с Кавказа, являющихся носителями иной культуры и веры. Такая постановка вопроса вызвала дискуссию среди экспертов и заставила задуматься о малоизвестном феномене возрождения казачества в современной России.
Вызвала она и страх: что будет, если кремлевские власти, например, под предлогом обеспечения безопасности грядущей Олимпиады в Сочи решат вооружить лояльных казаков более серьезным оружием и нагайками и поручить им охрану публичного порядка (то есть, разгон оппозиционных демонстраций)? Видимо, тогда произойдет возвращение к «традициям» их службы, с которой казаки великолепно справляются.
Первые шаги
Важным этапом в процессе возрождения казачества стал принятый в 1992 году федеральный закон о «реабилитации репрессированных народов». На его основе власти отдельных регионов, автономных республик и краев, где традиционно существовали (и существуют) казачьи общины (так называемые войска — организационная и административная единица у казачества), начали создавать собственные законы по реабилитации казаков.
Так произошло, например, на территории Кубани, где в октябре 1995 года был принят закон «О реабилитации Кубанского казачества», который определял принципы организации этой группы, ее представительства в федеральных и региональных органах, а также выделения финансирования на образовательную и культурную деятельность казаков.
Законам, которые принимали отдельные регионы, сопутствовали конкретные дела. Казачьи организации начали организовывать школы, спортивные клубы, издавать научно-популярные и научные книги об истории своей общности, привлекать новых членов в отдельные войска. Словом, шла работа по наверстыванию того, чего лишил казаков коммунистический режим.
Большую поддержку казакам в тот период оказала Православная церковь, которая, как и они сами, восстанавливала свои структуры и влияние после периода большевистских гонений. Впрочем, в национальном сознании уже был закреплен образ казачества как защитника православия (хотя коммунисты делали все возможное для его искоренения). Некоторые казачьи лидеры умело использовали интерес Церкви к своим организациям, пользуясь ее контактами с властью.
Несмотря на успехи деятельности отдельных казачьих образований, бывали и случаи злоупотребления традициями казаков (чаще всего в политике) людьми и организациями, которые никогда не имели с ними ничего общего. Такие эпизоды вредили имиджу «настоящих» казаков и вносили неразбериху в и без того непредсказуемую атмосферу «смуты» президентства Бориса Ельцина. Поэтому часть российского казачества пришла к выводу о необходимости стабилизировать собственное положение, опираясь на два столпа: Церковь и государство. Те со временем тоже оценили потенциал, кроющийся в казачьих организациях, и кристаллизация триады Трон — Алтарь — Казачье войско, взаимно поддерживающих друг друга и реализующих единую политико-идеологическую линию, было лишь вопросом времени. Чтобы это произошло, было нужно только изменить мышление: лучше всего центра власти, то есть - Кремля. Эта перемена произошла в 1999 году, и этот момент можно назвать начальной точкой «новой эры» в истории российского казачества.
Дитя Болотной площади
В законе от 5 декабря 2005 года «О государственной службе российского казачества» были определены принципы, на которых члены казачьих организаций могут к таковой привлекаться, а также очерчены сферы деятельности, в которых федеральные органы администрации могут использовать казаков. В 2008 году появилась «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», а в 2009 по распоряжению президента был создан президентский Совет по делам казачества, который в качестве консультационного органа был призван помочь главе государства «реализовывать государственную политику» в отношении этой группы населения. 24 ноября 2012 года на Конгрессе представителей казачьих обществ и организаций было заявлено об учреждении Казачьей партии РФ. Ее лидером стал вице-губернатор Ростовской области Сергей Бонадрев. По его словам, задача партии — «создать условия для участия казачества в общественно-политической жизни, донести мнение казаков до общества и власти», а ее цель — «обеспечить независимость и свободу народа в духе принципов порядка и демократии». «Мы считаем, что русские граждане должны иметь возможность принимать законы и решения, обладать свободой высказываний и собраний», — заявил Бонадрев.
Новая организация, как и ведущая активную деятельность Организация казачьей молодежи, может рассчитывать на поддержку Кремля. В середине 2012 года появилась конкретная концепция относительно деятельности казачества на благо государства. Подписанный Владимиром Путиным документ носит название «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». Казаков планируется привлекать к «выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации», а также к военной службе в армии и воинских формированиях отдельных министерств. Казачество будет задействовано в обеспечении экологической и пожарной безопасности, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в охране объектов культурного наследия и государственной границы.
Действия казаков порой несколько опережали правовую реальность: например, в 2011 году казаки в Кабардино-Балкарии предложили местным властям помочь охранять леса и воды республики от браконьеров. По мнению портала Arcana.pl, «упомянутый проект (помимо планирующегося переезда тысяч казаков в кавказские республики) — это очередной пример того, как казачьи организации, являющиеся форпостом России на Кавказе, пытаются получить контроль над политическими субъектами кавказских народов, которые обладают лишь иллюзорной автономией». Другая цель «Стратегии» — освоение приграничных и малонаселенных территорий Российской Федерации, например, Арктики. Впрочем, это не оригинальная задумка нынешних властей, а, скорее, возвращение к традиционной роли казачества в России.
На полных парусах
Православная церковь не отстает от светской власти в сотрудничестве с возрождающимися казачьими объединениями. С этой целью был создан, в частности, специальный Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Основная цель деятельности комитета: «распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской православной церкви с казачеством».
Концепции, которыми руководствуется Церковь в духовной работе с казачьими организациями, сформулированы в документе 2010 года под названием «Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах». Это набор методических указаний для «атаманов отдельских казачьих обществ и священников, окормляющих войсковые и отдельские казачьи общества». Принципы и сферы «работы» с казачеством описывают регулярные «Планы работы постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской православной церковью в составе Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества» и протоколы заседаний упомянутой комиссии. Деятельность Православной церкви в отношении российских казаков движется в последние годы «на полных парусах», получая поддержку государства.
Такое положение вещей отвечает чаяниям самих казаков и их лидеров, которые хотят обрести в Церкви второго наравне с властью покровителя, который поможет реализовать их собственные цели.
Первые шаги к масштабному возрождению казачества в России уже сделаны. Этому ренессансу способствуют все внешние факторы: есть политическая воля на поддержку казаков и использование их потенциала; помощь государственных властей и Церкви; есть деньги, которые можно и нужно тратить; есть определенная готовность общества принять роль и статус казачества в современной России; наконец, есть лояльные атаманы и их войска. Возможно, уже совсем скоро мы вновь услышим исполненные гордости возгласы «Слава Богу, что мы казаки!»
Видимо, так бы и произошло, если бы данный контекст не напомнил о словах, сказанных однажды упомянутым губернатором Александром Ткачевым. А заявил он, что цель создания казачьих формирований состоит в защите славянских регионов от массовой миграции приезжих с Кавказа, являющихся носителями иной культуры и веры. Такая постановка вопроса вызвала дискуссию среди экспертов и заставила задуматься о малоизвестном феномене возрождения казачества в современной России.
Вызвала она и страх: что будет, если кремлевские власти, например, под предлогом обеспечения безопасности грядущей Олимпиады в Сочи решат вооружить лояльных казаков более серьезным оружием и нагайками и поручить им охрану публичного порядка (то есть, разгон оппозиционных демонстраций)? Видимо, тогда произойдет возвращение к «традициям» их службы, с которой казаки великолепно справляются.
Первые шаги
Важным этапом в процессе возрождения казачества стал принятый в 1992 году федеральный закон о «реабилитации репрессированных народов». На его основе власти отдельных регионов, автономных республик и краев, где традиционно существовали (и существуют) казачьи общины (так называемые войска — организационная и административная единица у казачества), начали создавать собственные законы по реабилитации казаков.
Так произошло, например, на территории Кубани, где в октябре 1995 года был принят закон «О реабилитации Кубанского казачества», который определял принципы организации этой группы, ее представительства в федеральных и региональных органах, а также выделения финансирования на образовательную и культурную деятельность казаков.
Законам, которые принимали отдельные регионы, сопутствовали конкретные дела. Казачьи организации начали организовывать школы, спортивные клубы, издавать научно-популярные и научные книги об истории своей общности, привлекать новых членов в отдельные войска. Словом, шла работа по наверстыванию того, чего лишил казаков коммунистический режим.
Большую поддержку казакам в тот период оказала Православная церковь, которая, как и они сами, восстанавливала свои структуры и влияние после периода большевистских гонений. Впрочем, в национальном сознании уже был закреплен образ казачества как защитника православия (хотя коммунисты делали все возможное для его искоренения). Некоторые казачьи лидеры умело использовали интерес Церкви к своим организациям, пользуясь ее контактами с властью.
Несмотря на успехи деятельности отдельных казачьих образований, бывали и случаи злоупотребления традициями казаков (чаще всего в политике) людьми и организациями, которые никогда не имели с ними ничего общего. Такие эпизоды вредили имиджу «настоящих» казаков и вносили неразбериху в и без того непредсказуемую атмосферу «смуты» президентства Бориса Ельцина. Поэтому часть российского казачества пришла к выводу о необходимости стабилизировать собственное положение, опираясь на два столпа: Церковь и государство. Те со временем тоже оценили потенциал, кроющийся в казачьих организациях, и кристаллизация триады Трон — Алтарь — Казачье войско, взаимно поддерживающих друг друга и реализующих единую политико-идеологическую линию, было лишь вопросом времени. Чтобы это произошло, было нужно только изменить мышление: лучше всего центра власти, то есть - Кремля. Эта перемена произошла в 1999 году, и этот момент можно назвать начальной точкой «новой эры» в истории российского казачества.
Дитя Болотной площади
В законе от 5 декабря 2005 года «О государственной службе российского казачества» были определены принципы, на которых члены казачьих организаций могут к таковой привлекаться, а также очерчены сферы деятельности, в которых федеральные органы администрации могут использовать казаков. В 2008 году появилась «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», а в 2009 по распоряжению президента был создан президентский Совет по делам казачества, который в качестве консультационного органа был призван помочь главе государства «реализовывать государственную политику» в отношении этой группы населения. 24 ноября 2012 года на Конгрессе представителей казачьих обществ и организаций было заявлено об учреждении Казачьей партии РФ. Ее лидером стал вице-губернатор Ростовской области Сергей Бонадрев. По его словам, задача партии — «создать условия для участия казачества в общественно-политической жизни, донести мнение казаков до общества и власти», а ее цель — «обеспечить независимость и свободу народа в духе принципов порядка и демократии». «Мы считаем, что русские граждане должны иметь возможность принимать законы и решения, обладать свободой высказываний и собраний», — заявил Бонадрев.
Новая организация, как и ведущая активную деятельность Организация казачьей молодежи, может рассчитывать на поддержку Кремля. В середине 2012 года появилась конкретная концепция относительно деятельности казачества на благо государства. Подписанный Владимиром Путиным документ носит название «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». Казаков планируется привлекать к «выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации», а также к военной службе в армии и воинских формированиях отдельных министерств. Казачество будет задействовано в обеспечении экологической и пожарной безопасности, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в охране объектов культурного наследия и государственной границы.
Действия казаков порой несколько опережали правовую реальность: например, в 2011 году казаки в Кабардино-Балкарии предложили местным властям помочь охранять леса и воды республики от браконьеров. По мнению портала Arcana.pl, «упомянутый проект (помимо планирующегося переезда тысяч казаков в кавказские республики) — это очередной пример того, как казачьи организации, являющиеся форпостом России на Кавказе, пытаются получить контроль над политическими субъектами кавказских народов, которые обладают лишь иллюзорной автономией». Другая цель «Стратегии» — освоение приграничных и малонаселенных территорий Российской Федерации, например, Арктики. Впрочем, это не оригинальная задумка нынешних властей, а, скорее, возвращение к традиционной роли казачества в России.
На полных парусах
Православная церковь не отстает от светской власти в сотрудничестве с возрождающимися казачьими объединениями. С этой целью был создан, в частности, специальный Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Основная цель деятельности комитета: «распространение православного вероучения и поддержка взаимоотношений Русской православной церкви с казачеством».
Концепции, которыми руководствуется Церковь в духовной работе с казачьими организациями, сформулированы в документе 2010 года под названием «Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах». Это набор методических указаний для «атаманов отдельских казачьих обществ и священников, окормляющих войсковые и отдельские казачьи общества». Принципы и сферы «работы» с казачеством описывают регулярные «Планы работы постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской православной церковью в составе Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества» и протоколы заседаний упомянутой комиссии. Деятельность Православной церкви в отношении российских казаков движется в последние годы «на полных парусах», получая поддержку государства.
Такое положение вещей отвечает чаяниям самих казаков и их лидеров, которые хотят обрести в Церкви второго наравне с властью покровителя, который поможет реализовать их собственные цели.
Первые шаги к масштабному возрождению казачества в России уже сделаны. Этому ренессансу способствуют все внешние факторы: есть политическая воля на поддержку казаков и использование их потенциала; помощь государственных властей и Церкви; есть деньги, которые можно и нужно тратить; есть определенная готовность общества принять роль и статус казачества в современной России; наконец, есть лояльные атаманы и их войска. Возможно, уже совсем скоро мы вновь услышим исполненные гордости возгласы «Слава Богу, что мы казаки!»
Оригинал публикации: Chwała Bogu, że my Kozacy!
Перевод ИноСМИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий