Народы
– это не языковые, не политические и не
зоологические единства, но единства
душевные. Однако именно на основе этого
чувства я и выделяю народы до культуры,
внутри нее и после. Таков уж изначально
воспринимаемый каждым факт, что культурные
народы представляют собой нечто более
определенное, чем другие. То, что им
предшествует, я называю пранародами.
Это те преходящие и разнохарактерные
людские объединения, что возникают и
распадаются без какого-либо постигаемого
правила в круговороте вещей, а под конец,
в предчувствии еще не рожденной культуры,
например в догомеровскую, дохристианскую
и германскую эпоху, сплачивают население
в группы по целым слоям, тип которых
делается все более определенным, между
тем как сама человеческая порода здесь
почти не меняется. Такая последовательность
слоев ведет от кимвров и тевтонов через
маркоманнов и готов к франкам, лангобардам
и саксам. Пранароды – это иудеи и персы
эпохи Селевкидов, «народы моря»,
египетские номы во времена Менеса. То,
что за культурой следует, я называю
феллахскими народами – по наиболее
знаменитому их примеру, египтянам после
римского времени.
Необходимо
установить раз и навсегда: великие
культуры есть нечто всецело изначальное,
поднимающееся из глубочайших недр
душевности. Напротив того, народы,
находящиеся под обаянием культуры,
оказываются и по своей внутренней форме,
и по всему своему явлению не творцами,
но произведением этой культуры. Эти
образования, в которых в качестве
материала воспринимается и преобразуется
человечество, обладают своим стилем и
историей стиля – точно так же, как виды
искусств и способы мышления. Афинский
народ – символ не в меньшей степени,
чем дорический храм, англичанин – символ
не в меньшей степени, чем современная
физика. Народы – лишь символические
формы, сплотившись в которые люди этих
культур исполняют свою судьбу.
из
второго тома "Заката Европы"
О.Шпенглера
Комментариев нет:
Отправить комментарий