«Первобытный
человек создал себе религиозную картину
мира еще задолго до того, как стал мыслить
абстрактно. Картина эта и является тем
предметом, над которым теперь критически
трудится рассудок. Вся наука выросла
из религии и цельных душевных религиозных
предпосылок и не является ничем, кроме
как абстрактным улучшением прежнего
учения, рассматриваемого как ложное и
менее абстрактное. Наука продолжает
сохранять религиозное ядро в багаже
своих фундаментальных понятий, что
влияет на постановку научных задач и
научные методы. Всякая
обнаруживаемая рассудком новая истина
представляет собой не что иное, как
критическое суждение относительно
другой, уже имевшейся.
Вследствие полярности нового и старого
знания в мире рассудка имеется лишь
относительно верное, а именно суждения
более убедительные, чем прочие. Критическое
знание покоится на вере в превосходство
сегодняшнего понимания над вчерашним.
А тем, что принуждает нас к этой вере,
оказывается опять-таки жизнь.
Так
способна ли критика разрешить великие
вопросы, или она может лишь устанавливать
их неразрешимость? В начале знания мы
верим в первое. Чем больше мы узнаём,
тем более очевидным для нас становится
второе. Пока мы сохраняем надежду, мы
называем тайну проблемой».
Освальд Шпенглер
Освальд Шпенглер
Комментариев нет:
Отправить комментарий