«Интеллектуальному
напряжению известна лишь одна специфически
присущая мировой столице форма отдыха:
разрядка, «развлечение». Подлинная
игра, радость жизни, удовольствие,
упоение, которые возникают из космического
такта, в сути своей теперь непонятны.
Вновь и вновь во всех мировых столицах
всех цивилизаций повторяется переход
от напряженнейшей практической
мыслительной работы к ее противоположности,
сознательно вызываемому расслаблению,
духовное напряжение заменяется телесным,
спортивным напряжением, телесное –
чувственным «наслаждением» и духовным
«возбуждением» посредством игры и пари,
чистая логика повседневной работы
замещается сознательно употребляемой
музыкой. Кино, экспрессионизм, теософия,
боксерские бои, негритянские пляски,
покер и бега – все это можно встретить
уже в Риме, и знатоку следовало бы
включить в круг обследуемого материала
индийские,
китайские
и арабские мировые столицы. Достаточно
привести лишь один пример: читая
«Камасутру», понимаешь, что за люди
находили вкус также и в буддизме, и
начинаешь другими глазами смотреть на
сцены боя быков в критских дворцах.
Несомненно, в основе культ, однако и над
ним распространяется такой же аромат,
как над фешенебельным римским городским
культом Исиды в соседстве с Большим
цирком».
Освальд
Шпенглер
из второго тома "Заката Европы" О.Шпенглера
из второго тома "Заката Европы" О.Шпенглера
Комментариев нет:
Отправить комментарий